This article was written for Moldova.org:
Хотя шесть стран участвующих в программе Восточного партнерства имеют равный статус в европейской политике соседства, у них разное расположение – они отличаются своим расположением к Европейскому Союзу (ЕС). Из-за проблем в плане демократии и прав человека, у Беларуси напряженные отношения с ЕС – Союз продвижения демократических принципов, включая соблюдение прав человека. Из-за географического положения и других факторов, Армения и Азербайджан – хотя и находится в хороших отношениях с Брюсселем – не заявили о своем намерении вступить в ЕС. Тот же недостаток – неблагоприятное географическое положение – действителен и в отношении Грузии, где добавляются нерешенные проблемы безопасности с Россией. Хотя Грузия четко заявила о своем намерении вступить в ЕС, для неё остается приоритетом для НАТО и отношения с США. Только Республики Молдова (РМ) и Украина имеют благоприятное географическое положение (общие границы со странами ЕС), хорошее состояние политического и экономического развития, поддержку в обществе идеи вступления в ЕС, и наличие политических сил у власти, которые продвигают европейскую интеграцию.
Хотя шесть стран участвующих в программе Восточного партнерства имеют равный статус в европейской политике соседства, у них разное расположение – они отличаются своим расположением к Европейскому Союзу (ЕС). Из-за проблем в плане демократии и прав человека, у Беларуси напряженные отношения с ЕС – Союз продвижения демократических принципов, включая соблюдение прав человека. Из-за географического положения и других факторов, Армения и Азербайджан – хотя и находится в хороших отношениях с Брюсселем – не заявили о своем намерении вступить в ЕС. Тот же недостаток – неблагоприятное географическое положение – действителен и в отношении Грузии, где добавляются нерешенные проблемы безопасности с Россией. Хотя Грузия четко заявила о своем намерении вступить в ЕС, для неё остается приоритетом для НАТО и отношения с США. Только Республики Молдова (РМ) и Украина имеют благоприятное географическое положение (общие границы со странами ЕС), хорошее состояние политического и экономического развития, поддержку в обществе идеи вступления в ЕС, и наличие политических сил у власти, которые продвигают европейскую интеграцию.
Однако существуют и различия между Молдовой и Украиной. В
то время как Кишинев сталкивается с конфликтом – хотя и замороженным – в
центрально-восточной части страны (откуда ещё не была выведена 14-я российская армия),
Украине по-видимому удалось ослабить сепаратистское движение крымского русскоязычного
населения, которое, особенно в 90-х годах, требовала отмены решения Верховного
Совета СССР от 19 февраля 1954 году о передаче Крыма от России Украине (тогда
население полуострова не спросили, согласно ли оно с включением Крыма в состав Украины).
Тем не менее, присутствие русского флота в Севастополе и Феодосии (до 2042 года,
в соответствии с последним русско-украинским соглашением от 21 апреля 2010 г.)
не является благоприятным фактором в процессе приближения Украины к европейским
структурам.
Что касается экономического потенциала, из-за её больших
размеров (то есть из-за её довольно большого внутреннего рынка), Украина
является более привлекательной для ЕС по сравнению с Молдовой. С другой
стороны, благодаря своим небольшим размерам, РМ может быть „поглощена” более легко ЕС (бюджет РМ
меньше бюджетов некоторых из наиболее успешным футбольных команд Европы).
В последние годы, особенно с 2009-ого, когда в Молдове пришёл
к власти Альянс за Европейскую Интеграцию (АЕИ), Кишинев активизировал свою
европейскую интеграцию. Предыдущее коммунистические правительство, предприняло
несколько конкретных действий по сближению с Брюсселем. Однако, зачастую, во
время коммунистического правления, европейская интеграции была более видима в
политическом дискурсе, нежели в политических действиях. Хотя у официальных лиц
ЕС были сомнения относительно продолжения процесса европейской интеграции
Украиной после разглашения результатов выборов в феврале 2010 года, когда Президентом
Украины стал Виктор Янукович, Брюссель
понял, что правительство в Киеве является последовательным и не прервёт программы
по сближению Украины с ЕС. И Молдова, и Украина понимают важность рынка ЕС и
экономических отношений с её государствами – членами. Поэтому, ни Киев, ни Кишинев
не приняли предлагаемый Москвой проект Евразийского таможенного союза, действующий
с 1 января 2012 года (который включает в себя, в настоящее время, Россию,
Белоруссию и Казахстан).
Отражая процессы европейской интеграции, средства массовой информации
Украины и РМ выделяют благоприятные аспекты, успехи властей в Кишиневе и Киеве.
В этом контексте, в Кишиневе и в других европейских странах пресса часто
использует, за последние годы, понятие «история успеха» («success story») по
отношению к Молдове в контексте европейской интеграции. Похоже, что выражение «история
успеха» появилось потому, что ЕС также нуждается в положительном примере в
Восточном партнерстве. «Европейской политике соседства нужны истории успеха, а
сотрудничество с Молдовой может рассматриваться как такой пример, заявил
государственный министр по иностранным делам Жолт Немет после встречи Совета по
сотрудничеству ЕС – Молдова от 6 мая [2011], в Брюсселе, во время венгерского
председательства в ЕС [1].
Кишиневские СМИ часто сравнивает ситуацию в Молдове с ситуацией
в Украине. „Бывшие
партнеры Neizalejnosti на Майдане, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко были вместе,
пока они не начали делиться ... собственностью. Именно скандалы, связанные с приватизацией
и контроль над государственными предприятиями и отделили двух союзников
«оранжевой революции» и превратили их во врагов. [...]” [2]. По мнению автора
комментария, к сожалению Молдова повторяет то, что произошло в Украине,
ссылаясь на расхождения которые имели место в АЕИ (в том числе по разделу государственной
собственности). Пресса в Киеве также сравнивает две страны в контексте их сближения
к ЕС. Украинское издание «Kommersant.ua» возмтилось украинскими властями в
связи с прогрессом в европейской интеграции, после того, как результаты одного исследования
показали, что Молдова стала лидером в осуществлении реформ рекомендуемых ЕС. На
Форуме гражданского общества Восточного партнерства (ВП), состоявшийся 30
ноября 2011 года в польском городе Познань, был обнародован рейтинг успешности стран
Восточного партнерства в процессе европейской интеграции. „Результаты стали сенсацией.
Украина, которая считалась региональным лидером в этой области, заняла третье
место, и отдала первое Республики Молдова, а второе занимает Грузия. Таким
образом, отныне Кишинев получил больше возможностей для доступа к
дополнительным средств из бюджета ЕС”. Kommersant.ua пишет:
„Уровень европейской
интеграции оценивался 300 параметрами, разделенных на три части: отношения ЕС со
странами Восточного партнерства в соответствии с европейской правовой базой,
качество государственного управления и др. Молдова была названа лидером
в первых двух разделах, а Грузия – в третьем. Украине удалось занять только
второе место в том что касается отношений с ЕС и третье в двух других разделах.
Когда создавалось Восточное партнерство, Украина рассматривается в качестве „локомотива” организации, как пример для
подражания. По мнению экспертов, в течение последних двух лет ситуация сильно
изменилась. «За последние два года в Украине некоторые показатели ухудшились.
Но самое главное в том, что результаты Молдовы за тот же период во многом
улучшилась» , сказала директор европейской программы „Vidrodjennya” Ирина Солоненко. [3].
„Республику Молдова можно считать историей успеха в
Восточном партнерстве, потому что она использовала очень эффективно инструменты
его инструменты”, сказал уже бывший глава делегации ЕС в Молдове Дирк
Шубель. Он подчеркнул, что речь идёт в основном о действиях Кишинева в течение
последних двух с половиной лет: „АЕИ удалось создать целую сеть контактов
в Брюсселе и многих европейских столицах, которые помогли стране осуществить
ряд мер предложенных Восточным партнерством. Я хотел бы отметить переговоры по
Соглашению об Ассоциации, которые были бы невозможны без поддержки со стороны
всех 27 государств-членов, и теперь мы готовимся к официальному запуску переговоров
о свободной торговой зоне. Нам также удалось добиться за короткие сроки, только
после двух раундов переговоров, соглашения о едином авиационном пространстве,
начали диалог по либерализации визового режима, и мы добились существенного
прогресса. Во всех этих областях Молдова очень хорошо подготовлена, и это отрадно”.
Дирк Шубель отметил, однако что важно сохранить темпы и продолжать этот процесс, так как
"ничего не решено, пока все не решено" [4].
Непарафирование в конце 2011 года и неподписание в начале
2012 года (как было предусмотрено резолюцией Европейского Парламента от
1.12.2011 Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС) – из-за проблемы с Юлией
Тимошенко – несколько ослабли позиции Киева по вопросам европейской интеграции,
но Украине удалось парафировать документ (30.03.2012).
В процессе реформ, Украина и Молдова часто сталкиваются с
проблемами того же рода. В мировом рейтинге коррупции за 2010 год, опубликованным
Transparency International, в котором представлены масштабы явления в 178
странах, в государственных учреждениях, Украина заняла 2-ое в RM 5-ое (Россия на
первом месте, Беларусь заняла 3-е) [5]. Проблема бедности населения в двух
странах также общая проблема.
Конкуренция между Молдовой и Украиной в контексте европейской
интеграции является полезной. Между тем, сотрудничество между двумя странами, в
том числе обмен опытом, позволит не повторять ошибки допущенные другой страной,
что может способствовать лучшему продвижению по пути к европейской интеграции
обоих государств.
Ссылки:
1. Németh calls Moldova success story in EU
Neighbourhood Policy, (6.05.2011), http://www.eu2011.hu/news/nemeth-calls-moldova-success-story-eu-neighbourhood-policy,
[просмотрел
28.01.2012].
2. Oleg Cristal, „Adio „Moldova, poveste de
succes”, (28.06.2011), http://vox.publika.md/politica/adio-moldova-poveste-de-succes-41511.html,
[просмотрел
28.01.2012].
3. Kommersant: Moldova a luat faţa Ucrainei în
Parteneriatul Estic, 01. 12. 2011,http://unimedia.md/?mod=news&id=41807, [просмотрел 28.01.2012].
4. Dirk Schubel: Republica Moldova o poveste
de succes în cadrul Parteneriatului Estic, (6.12.2011), http://www.radiochisinau.md/dirk_schubel_republica_moldova_o_poveste_de_succes_in_cadrul_parteneriatului_estic-870,
[просмотрел 28.01.2012].