«Галичане отличались от настоящих
русичей всем – психологией, антропологическим типом и, (что важнее всего!) неславянским
происхождением.
Да-да! Именно неславянским! Подсознательно уроженцы Западной Украины
осознают это до сих пор. Даже те, которые вообще ничего не читали - ни
исторических книг, ни отрывных настенных календарей.
Тот, кто общался с обитателями Львовской или Ивано-Франковской областей,
знает местное выражение – «расовий галичанин». «Його дружина – расова
галичанка!» – с гордостью скажут вам. Или: «Пан
Зеник – то справжній расовий галичанин». И укажут на
вертлявого «курдупеля» (коротконогого субчика, по-нашему) с идеологической
истерикой в глазах.
Но если существует определение, то должно иметься и явление – какая-то местная
галицийская раса. Попросту говоря, человечья порода, радикально не схожая с
полтавчанами или черниговцами. Так из чего же она вывелась?
Разгадку можно найти в любой монографии по славянскому этногенезу.
На рубеже старой и новой эр славян в Галичине еще не было. Ее населяли
носители так называемой «культуры карпатских курганов» – дакийское племя карпов. Древние
даки – предки нынешних румын и молдаван. Во II веке при императоре Траяне их
покорили римляне, основав на территории нынешней Румынии провинцию Дакия.
Но до самих Карпат и Верхнего Приднестровья завоеватели не дошли. Бедные
местные территории, населенные отсталыми дикарями, попросту не интересовали
уроженцев Италии. Даков – карпов оставили в покое, предоставив им возможность
существовать в своей «культуре карпатских курганов».
Так продолжалось до эпохи Великого переселения народов, когда с Волыни сюда
стали просачиваться славяне. В V-VI веках эта часть даков, подпав под их
власть, утратила свой язык и перешла на славянское наречие, естественно,
исковеркав его. Из даков, подчинившихся римлянам, вышли румыны и молдаване. А
из тех их остатков, которые признали превосходство славян, - нынешние галичане.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что галичане – это по сути
славянизированные молдаване.
«Історичний шлях культури карпатських курганів, – утверждает изданная в 1995 году в Киеве «Давня
історія України», – е наочною ілюстрацією асиміляції давніми слов'янами
гето-дакіййів. Можливо, саме в цьому явищі полягають глибині причини своєрідності
слов'янських етнічних груп, що проживають нині в Карпатах».
Но почему «можливо»? Лично я, глядя на то, как скачут вокруг ватры гуцулы со своими
национальными томагавками, ни на йоту не сомневаюсь в причинах этой „своєрідності». Те же
румынско-молдавские (гето-дакийские!) мелодии, те же горбоносые неславянские
лица, точно такие же расшитые карпатскими цацками кептари шерстью вовнутрь.
Пока молчат – вообще от молдаван не отличишь!
Под власть Руси прикарпатские земли попали поздно. Поначалу Киев соперничал
за них с Польшей» (Олесь Бузина, История Украины-Руси, Издательство Арий, Киев, 2011, стр. 88-89).